Снятие и установка головки блока цилиндров

Снятие и установка головки блока цилиндров

Головка блока цилиндров может иметь различные дефекты: трещины, коробление поверхности прилегания к блоку цилиндров, износ, риски, раковины на седлах клапанов, ослабление посадки седел клапанов, износ отверстий и направляющие втулок клапанов, износ отверстий под направляющие втулок и резьбовых отверстий.

Если для устранения неисправности не нужно разбирать весь двигатель, снимают головку блока цилиндров. Это производится для удаления нагара с поверхности камер сгорании а также для замены клапанов, прокладки головки или направляющих втулок клапанов.

Для того, чтобы снять головку блока цилиндров, необходимо отсоединить провод «массы» аккумуляторной батареи подставить под двигатель емкость и слить охлаждающую жидкость. Для слива жидкости необходимо:

• ослабить хомут крепления подводящего шланга отопителя на штуцере отбора жидкости из головки блока и снять шланг;

• ослабить хомуты крепления рукавов на выпускном патрубке и снять рукава с патрубка;

• снять соединительный шланг системы вентиляции картера со штуцером карбюратора;

• снять со штуцера подводящего фланца карбюратора шланг системы вентиляции картера;

• отвернуть гайки крепления подводящего фланца к карбюратору и снять со шпилек карбюратора фланец и прокладку фланца;

• отсоединить от карбюратора тросы привода дроссельной и воздушной заслонок; ослабить хомут и снять со штуцера карбюратора шланг подвода топлива;

• снять со штуцера карбюратора трубку управления вакуумным регулятором опережения зажигания;

• снять со штуцера ЭПХХ карбюратора трубку системы управления ЭПХХ; отсоединить от карбюратора провода датчика положения дроссельной заслонки; отвернуть гайки крепления и снять карбюратор;

• ослабить хомуты и снять со штуцеров, расположенных на впускной трубе, шланги отвода охлаждающей жидкости и тормозного усилителя;

• отсоединить приемную трубу глушителя, отвернув гайки ее крепления;

• отвернуть болты крепления верхней крышки распределительных звездочек и снять крышку;

• расконтрить и отвернуть болты крепления ведомой звездочки привода распределительного вала и снять ее, не разъединяя с цепью. ,

Для разборки головки блока цилиндров ее необходимо установить на стенд или стол, отсоединить выпускной коллектор и впускную трубу с карбюратором, одновременно отсоединяя заборник теплого воздуха, затем нужно снять топливный насос, закрепить головку в тисках, отвернуть винт крепления упорного фланца распределительного вала и снять фланец, снять наконечники стержней клапанов, для чего раса контрить и вывернуть регулировочные винты на коромысле до положения, когда сферические концы входят в резьбовые отверстия.

Далее нужно пометить все коромысла и втулки, чтобы при сборке установить их на прежнее место; выбить оси коромысел из отверстий в головке ударом молотка по оправки снять коромысла, пружины осей и распорные втулки; вынув распределительный вал из корпуса подшипников; пометил каждый клапан порядковым номером цилиндра, чтобы сохранить порядок расположения клапанов; съемником снять клапаны.

Чтобы снять клапаны, нужно сжать пружины и снять сухари со стержня клапана; затем, ослабляя нажим, освободив пружины клапана; снять съемник и пружины вместе с тарелкой клапана и защитным колпаком, вынуть клапаны из направляющей втулки и снять таким же способом все остальные клапаны.

Проверка головки блока цилиндров на герметичность. Для проверки на герметичность отверстия головки закрывают заглушками и нагнетают в головку воду под давлением 5 кгс/см! Утечки не должно быть в течение двух минут.

Кроме этого метода, существует метод проверки герметичности головки блока цилиндров при помощи сжатого возя духа. Для этого в головку блока цилиндров подают сжатья воздух под давлением 2 кгс/см2, опускают ее в емкость с водой, нагретой до 75–85°С и, если в течение одной минут выхода пузырьков воздуха из нее не наблюдается, головка герметична.

После проверки на герметичность головку нужно очистить от масла и загрязнений. Перед установкой головку блок цилиндров проверяют на плоскостность с помощью стальной линейки и щупа. Практически для всех двигателей допускается неплоскостность до 0,1 мм. Перед сборкой головки предварительно смазывают резьбу болтов, окунув их в моторное масло. Если длина болтов превышает номинальную более чем на 3 мм, их заменяют новыми.

Если в головке блока цилиндров обнаружены трещины, их заваривают электродуговой сваркой в среде аргона. Если обнаружены трещины более 50 мм или имеются несколько трещин, составляющих вместе более 50 мм, головка не подлежит ремонту. Бракуется она и при наличии трещин, выходящих в камеры сгорания, а также при трещинах в недоступных для ремонта местах. После заваривания трещин головку подвергают гидравлическому испытанию под давлением 3 кгс/см2. Если на поверхности прилегания головки к блоку цилиндров обнаружено коробление, его устраняют фрезерованием или шлифованием. При этом нужно помнить, что при снятии толстого слоя металла с поверхности головки уменьшается объем камер сгорания. Шлифованием с помощью дрели или шлифовальной машинки устраняют следы выработки, раковины на седлах клапанов, риски, оставшиеся после притирки. Сборку головки блока цилиндров производят в порядке обратном разборке, проверив состояние и величину износа стержней клапанов и их направляющих втулок, рабочих фа­сок, седел и клапанных пружин. После ремонта при каждой сборке головки блока цилиндров с клапанами уплотнительные шайбы пружин клапана, независимо от состояния, заменяют новыми. При износе стержней клапанов клапаны заменяют новыми. Устанавливая стержни клапанов в головку, их смазывают графитовой смазкой.

Установку головки блоков цилиндров, затяжку болтов или гаек ее крепления, как и гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала производят в определенной последовательности индивидуально для каждого двигателя. Устанавливают головку блоков цилиндров при поршнях, находящихся на одинаковой высоте в среднем положении, чтобы не повредить поршни и клапаны.

Добавить комментарий