Неисправности генератора и их причины

Неисправность генератора определяют по контрольной лампе, вольтметру, амперметру. Основными неисправностями генератора, характерными для многих автомобилей, являются следующие: при включении зажигания не загорается контрольная лампа, контрольные приборы работают, вольтметр показывает нормальное напряжение при работе двигателя. Причинами неисправностей в этом случае могут быть:

  • обрыв в цепи питания контрольной лампы;
  • перегорание контрольной лампы.

При включении зажигания не загорается контрольная лампа, контрольные приборы не работают. Причинами могут быть:

  • перегорание предохранителя в монтажном блоке;
  • обрыв в цепи питания комбинации приборов;
  • не срабатывает реле зажигания или выключатель.

После запуска двигателя контрольная лампа горит, стрелкавольтметра находится в красной зоне в начале шкалы, после нажатия и отпускания педали дроссельной заслонки контрольная лампа гаснет и вольтметр показывает нормальное напряжение. Причиной неисправности может быть то, что генератор не возбуждается на малых оборотах двигателя из-за отпайки дополнительных резисторов в монтажном блоке.

При работе двигателя контрольная лампа горит, стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы или постепенно отклоняется в начало шкалы. Причинами могут быть:

  • короткое замыкание или обрыв в диодах питания обмотки возбуждения;
  • повреждения регулятора напряжения — короткое замыкание между выводами «В» и «Ш»;
  • обрыв в одном или нескольких вентилях;
  • обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу»;
  • короткое замыкание на «массу» выводов обмотки возбуждения генератора.

При работе двигателя контрольная лампа не горит, стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы или постепенно отклоняется в начало шкалы. Причины могут быть следующими:

  • отсутствие контакта между выводами «В» и «Ш» регулятора напряжения и выводами щеток;
  • износ или зависание щеток;
  • окисление контактных колец;
  • повреждение регулятора напряжения — обрыв цепи между выводом «Ш» и «массой»;
  • отсоединение провода от вывода «В» щеткодержателя;
  • короткое замыкание в положительных вентилях;
  • от контактных колец отпаялись выводы обмотки возбуждения.

При работе генератора слышен повышенный шум. Причинами могут быть:

  • ослабление гайки шкива генератора;
  • повреждение подшипников генератора;
  • короткое замыкание в одном из вентилей генератора;
  • межвитковое замыкание или замыкание на «массу» обмотки статора.

При работе двигателя стрелка вольтметра находится в красной зоне в,конце шкалы. Причиной является повреждение регулятора напряжения — короткое замыкание между выводом «Ш» и «массой».

Если при всех режимах работы двигателя горит красная контрольная лампочка, а вольтметр показывает ниже 13,5 В (ниже зеленой зоны шкалы), амперметр показывает разряд, то или генератор, или регулятор напряжения неисправны. Сна­чала проверяют исправность аккумулятора, затем натяжение ремня привода генератора, надежность крепления проводов на зажимах, а также износ контактных щеток. Если после проверки и запуска двигателя неисправность не исчезла, необходимо снять и проверить генератор. Если напряжение генератора поднимается выше нормы (аккумулятор кипит), причиной может быть неисправность регулятора напряжения, работа которого заключается в непрерывном и автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и силы тока нагрузки генератора.

Проверить работу регулятора напряжения можно как на автомобиле, так и после снятия регулятора. Проверку на автомобиле производят вольтметром постоянного тока со шкалой до 20 В.  Запускают двигатель, дают ему поработать 20 мин на средних частотах вращения, включают фары и измеряют напряжение между выводом клеммы и корпусом генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,6–14,6 В.

Если наблюдается систематическая недозарядка или перезарядка аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения заменяют. Снятый с автомобиля регулятор напряжения проверяют по схеме, приведенной на рис. 1. Регулятор, встроенный в генератор, лучше проверять в сборе с щеткодержателем, так как при этом можно сразу обнаружить обрывы выводов щеток и плохой контакт между выводами регулятора напряжения и щеткодержателя. Между выводами «Ш» и «В» регулятора или между щетками на генераторе включают лампу 1—3 Вт. К выводам «Б» и «В» и к корпусу регулятора присоединяют источник питания сначала с напряжением 12 В, затем 15 В. Если регулятор исправен, в первом случае лампа должна гореть, а во втором — нет. Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой; если лампа в обоих случаях не горит, то или в регуляторе произошел обрыв, или нет контакта между щетками напряжения. Необходимо осмотреть и поправить контакты, а также проверить, хорошо ли соединен корпус регулятора с массой через крепежные винты.

Рисунок 1. Проверка регулятора напряжения

Устранение неисправностей генератора

При повышенном шуме генератора нужно проверить, не ослаблены ли гайки шкива генератора. Подсоединяя аккумуляторную батарею, уточните, не спутаны ли полюсные штыри. Кроме того, нельзя допускать отсоединения аккумулятора от сети при работающем двигателе и отключенных Потребителях. Поэтому при техобслуживании генератора нужно проверять исправность цепи заряда аккумулятора. В некоторых автомобилях надо внимательно следить за затяжкой проводов на клеммах амперметра, через который проходит электрическая цепь. При отсоединении аккумулятора выпрямительный блок генератора может выйти из строя.

Провода не должны касаться корпуса регулятора напряжения, они должны находиться на расстоянии 3 см от него. Регулятор напряжения сильно нагревается при работе, и их изоляция может повредиться. Оборванные наконечники вы­водных проводов и выводы припаивают. Для этого соединяемые места зачищают мелкозернистой наждачной шкуркой и кисточкой наносят на них спирто-канифольный раствор (20% канифоли и 80% технического спирта). Для пайки применяют припой ПОС—40.

Если повреждена изоляция обмотки полюсных катушек, соединительных или выводных проводов, повреждение устраняют киперной лентой. При замене всей фазы или обмотки начала всех катушек необходимо зачистить и облудить припоем ПОС—40 на длину 13+2 мм, на концы фаз надевают электроизоляционную трубку ТЛВ—2 длиной 80 мм. К концу фазы припоем ПОС—40 припаивают наконечник. После пропитки статора лаком ГФ-95 лаку нужно дать стечь в течение получаса и просушить статор 10 ч в сушильном шкафу. Крышку регулятора без надобности не снимают, так как попадание под нее влаги приводит к загрязнению и пригоранию контактов. Крышка регулятора должна быть плотно прижата к корпусу, а прокладка между крышкой и корпусом должна хорошо изолировать воздушное пространство под крышкой.

10 комментариев на статью “Неисправности генератора и их причины”

  1. Михайло:

    Мне больше всего понравилась причина — повышенный шум при работе генератора. Я туристов катал как-то, как они в машину сели — так загудело, застучало, финиш полный короче. отправил их очередную достопримечательность осматривать, а сам — осматривать свой подкапот. В статье этой — неисправности генератора и их причины — культурно написали ослабление гайки шкива генератора. Это еще по святошески. Я когда капот открыл — чуть не упал. Потому что гайка едва в полёт не отправилась. Прикругил, дождался туристов и дальше двинул. И уже год наверно все нормально, и до сих пор не знаю какого она открутилась

  2. дмитрий:

    подскажите!!!!!! почему пригорают контакты на реле напряжения на генераторе(при длительном включении света фар,печки или много кратном включении вентилятора отопления летом пригорают чаще) ?? зарание спасибо!!!!! пишите на dim.mog2010@mail.ru

  3. Угрюмый Варяг:

    Про какой генератор пишет автор? На фото предоставлен генератор с компьютерным управлением регулятором напряжения, а также с двумя дублирующими цепями по возбуждению. Данный генератор не будет работать при выходе из строя обоих цепей возбуждения. :))) Если в нем сотрутся щетки или износиться коллектор или возникнет, какая либо другая неисправность, бортовик сразу зажжет контрольную лампу заряда.
    З.Ы. Хоть бы фотки корректные выставляли. Судя по статье описывают обыкновенный жигулятор.

  4. влад:

    такая проблема:
    на холостых оборотах напряжение 14.1 включаешь нагрузку (печку или свет) падаю до 13.7 (проверил все кроме диодов) в чем причина найти не могу
    авто гольф 2 генератор бош

  5. андрей:

    Подскажите, у меня на панель приборов постоянно горит лампочка аккумулятора, проверил проводку, и крипеж генератора, вроде все нормально, но подача тока на аккумулятор не идет. в чем может быть причина?

  6. саша:

    у меня на холостых оборотах напряжение 14.8 когда включаю свет и печку напряжение падает до 13, подскажите в чем может быть причина
    авто опель астра 1.7 дизель

  7. Станислав:

    Здравствуйте!Может кто знает что происходит с моим генератором? За год сменил 5 преобразователей напряжения(шоколадок), отгорают щетки после 2-3 месяцев не активного пользования, пропадает зарядка акб. Ауди а6 2.5 ТД, AEL. Где я живу город маленький, мастеров можно сказать нет , чтобы проверить надо везти за 130 км. По компьютерной диагностике с новой шоколадкой проблем не показывает, мультиметром мереешь тоже все хорошо. Помогите , если кто знает!

    • Саша:

      У тебя могут быть две причины, первая — мало вероятная что якорь кривой, и в этом случае щетки просто очень быстро стираются могут еще зависать. Вторая — статорная больше всего обмотка в межвитковом замикании или на масе, в этом случае генератор будет выдавать свои 14 там вольт но тока на зарадку не хватает и на колектор идем максимум тока возбуждения.

  8. сергей:

    Здравствуйте.Интересует принцип работы регулятора с com управлением.

  9. Станислав:

    Здравствуйте! На Шеви Ниве сильно греется генератор-капля воды шипит.Подшипники не шумят,зарядка в норме.В чем может быть причина?

Ответ на комментарий от сергей