Карданная передача и ее техническое обслуживание

Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к главной передаче. Передача осуществляется через карданные валы, которые дают возможность передавать крутящий момент под углом. Сочленение, при помощи которого вращение передается с одного вала на другой, называется карданным шарниром. Карданная передача (рис. 1) состоит из карданных валов, промежуточной опоры, эластичной муфты и карданных шарниров. Если двигатель, сцепление и коробка передач расположены непосредственно у ведущих колес, карданной передачи нет, а привод ведущих колес осуществляется через приводные валы или специальные карданные устройства.

Один раз в 2 года, примерно через 25—30 тыс. км пробега необходимо смазать шлицевое соединение вала со стороны эластичной муфты. Смазывают его через резьбовое отверстие, закрытое резиновой пробкой. Смазку удерживает резиновый сальник.

Основные неисправности карданного вала и их причины. Основной неисправностью карданного вала является стук карданного вала при движении накатом с большой скоростью. Причинами неисправности могут быть: износ игольчатых подшипников, шлицевых соединений, ослабление крепления фланцев, ослабление подшипников промежуточной опоры.

Рисунок 1. Карданная передача

Когда случаются рывки в начале движения, причинами могут быть износ подшипников и крестовины шарниров, шлицев валов и вилок, ослабление крепления фланцев карданов. При повышенном нагреве шарнирных соединений основными причинами могут быть износ шарнирных соединений и отсутствие смазки. При повышенном люфте карданного вала основной причиной является износ крестовины и шлицевого соединения.

Стук карданного вала может быть вызван неправильной его балансировкой. Балансируют валы при помощи балансировочных пластин на заводе. Неправильная балансировка является результатом неаккуратной сборки и установки валов, которые приводят к биению карданного вала, сильной прерывистой тряске и быстрому износу деталей карданной передачи.

Если при движении автомобиля карданный вал вибрирует, то причинами могут быть:

  • потеря балансировочной пластины;
  • вмятины или погнутости вала;
  • повышенное биение фланца ведущей шестерни заднего моста или ведомого вала коробки передач;
  • несоответствие монтажных меток переднего вала и муфты;
  • износ и повреждение центрирующего кольца и центрирующей втулки;
  • ослабление затяжки гаек крепления поперечины к кузову.

При повышенном биении и стуке карданного вала необходимо убедиться, что дребезжание и неравномерный шум исходят именно от карданного вала. Часто на карданный вал списывают стуки, вызванные ослаблением крепления двигателя, коробки передач, сцепления, износом резиновых подушек, рессор, неисправностями шин, неравномерной работой двигателя, повреждениями подушек, неправильной установкой двигателя на подушках.

При утечке масла основными причинами могут быть:

  • ослабление обоймы сальника фланца эластичной муфты;
  • износ уплотнения;
  • повреждение или износ сальников карданных шарниров.

1 комментарий на статью “Карданная передача и ее техническое обслуживание”

  1. Тоха:

    Опля… Как всё сложно… Я только на сайт наткнулся, недавно отучился на права сдал, с первого раза, но нам там технику вообще не показывали, не рассказывали, как работает. Пасиб за статью, а где еще можно посмотреть по классике целенаправленно хорошую информацию? А то через поиск не нашел ничего толковее этой статьи, а так хотя бы еще для общего развития немного интересно посмотреть бы было.
    ЗЫ картинки хорошие, только мелкие, но без картинок вообще бы не понял, что к чему

Ответ на комментарий от Тоха